разное

Конфуций о палочках

Не так давно я получил сообщение о сборе статей для одного научного журнала. Там была такая фраза:

According to Confucius, knives were for warriors, but chopsticks were for scholars.

Ее написал профессор Kim-Shyan Fam. Я обратился к нему с вопросом о том, где же именно, в каком труде своем Конфуций что-либо говорил про ножи, палочки, воинов и ученых. Или, хотя бы, кто из последователей Конфуция говорил, что Конфуций это говорил.

Увы, я ответа не получил на свой вопрос.

Простое гуугленье/байдение показывает, что на англоязычных ресурсах эта “цитата” встречается, но всегда без указания на то, откуда она взята.

Пример #1: “it was the ancient philosopher and vegetarian (!) Confucius’s disdain for another common utensil, the knife, that may have helped cement the chopsticks’ role as China’s preferred food-conveyance implements.”

Я нигде не нашел информации о том, что Конфуций плохо относился к ножам или даже мечам. Фраза о том, что Конфуций был вегетарианцем вообще очень странная, если в тех же «Беседах и Рассуждениях» (論語) упоминается в нескольких местах, что Учитель мясо ел.

Пример №2: ”The honorable and upright man keeps well away from both the slaughterhouse and the kitchen. And he allows no knives on his table.» (Confucius)

Тут надо сказать, что во-первых, первая фраза это из Мэн-цзы: 君子远庖厨. А во-вторых, откуда взято “he allows no knives on his table” я не смог найти.

В ресурсах на китайском языке эта тема встречается редко, и явно как переведенная с английского.

Пример №3: 孔子反對在餐桌上用刀,刀使人聯想到廚房及屠宰場,有違「君子遠庖廚」。

Тут опять же идет отсылка к фразе 君子远庖厨. Но, как уже сказано, это Мэн-цзы, и в любом случае это не имеет никакого отношения к палочкам.

Вот такая еще одна “цитата” из Конфуция. И да, я прекрасно понимаю, почему профессор Kim-Shyan Fam решил ей воспользоваться. Дело в том, что он уже много лет разрабатывает тему chopsticks marketing — то есть, маркетинг с китайскими/азиатскими характеристиками. И где же еще, как не в маркетинге такого рода, использовать “цитаты” из Конфуция.